Спасибо Андрею Старикову https://vk.com/parapainter за интереснуюНаверно, как только человек начал прыгать с парашютом, он захотел..

Спасибо Андрею Старикову https://vk.com/parapainter за интересную статью!

2023-03-17 07:24:27 GMT+00:00Андрей Стариков
Наверно, как только человек начал прыгать с парашютом, он захотел посмотреть на себя со стороны. Но в то время технологии не позволяли ему это сделать. Можно было только спросить у открывшей от удивления рот мадам, как это всё смотрелось со стороны. Воздушные операторы это те люди, которые остаются всегда за кадром, но без их трудов мы не можем никак обойтись. Будь – то это соревнования по различным дисциплинам, или просто тандем – прыжок… Всегда нужен он – оператор воздушной съёмки. Сам по себе прыжок с кино/видеокамерой – большой риск. Одна из опасностей, подстерегающая воздушного оператора, это жёсткое открытие парашюта ,которое может пагубно отразиться на шейном отделе позвоночника. Это в том случае ,когда аппаратура крепится к шлему. На заре парашютизма многие хотели взять кинокамеры и поснимать пятый океан в прыжке. Не многим, правда, это удавалось, ведь киноаппаратура в те времена была громоздкая и неудобная. Я как-то писал об американских операторах. У кого-то камеру срывало потоком при отделении, а у кого-то при открытии. Даже крепко держав в руках простецкий фотоаппарат не давало гарантии, что его не вырвет из рук потоком. Этих людей можно встретить на любом аэродроме, где проводятся прыжки. На старте их легко отличить от других парашютистов. Именно у них на шлеме закреплена фотокамера и несколько видеокамер. Ещё одна отличительная особенность операторов – куртка или специальный комбинезон с перепонками. Эти перепонки, или по-другому крылья нужны для того, чтобы регулировать скорость падения, отталкиваясь от скорости объекта, на который нацелен прицел. Да, представьте, и у воздушных операторов есть прицелы, которые перед прыжком отрегулированы под аппаратуру. Ну вот… Расставляя руки оператор натягивает крылья и при этом увеличивает сопротивление воздуха и тем самым замедляет скорость падения, а когда руки прижимает к телу, то при этом  складывает крылья и падает быстрее. Тут я немного возьму из статьи Марии Рябиковой. ” В работе разных операторов есть своя специфика. Большие перепады в скорости падения «лыжника» делают видеосъемку скайсерфинга особенно сложной. Реакция оператора на эти изменения должна быть молниеносной. Иначе неизбежна потеря объекта из кадра или неверный ракурс, который карается судьями на соревнованиях. Есть интерактивные (парные) фигуры, которые оператор выполняет вместе с «лыжником». А это значит, что оператор скайсерфинга должен владеть съемкой в любом положении тела: сидя, на спине или вниз головой. Тогда как оператору в групповой акробатике нужно «висеть» над командой и не терять ее из вида. На плечах оператора групповой акробатики также лежит огромная ответственность. Задача команды за 50 секунд свободного падения построить максимум фигур, однако если оператор не сможет снять эти фигуры так, чтобы были видны все захваты и не возникало сомнений в их правильном построении, то фигуры могут не засчитать. А это значит, что шансы на победу просто растают в воздухе.” В СССР пионером воздушной съёмки можно смело считать Сергея Саныча Киселёва.Он один из первых начал крепить кинокамеру на шлем и снимать.Такого рода прыжки в то время – это всегда эксперименты. Вообще, съёмкой в небе впервые заинтересовались кинематографисты. Тогда, в 1958 году Киселёв впервые снял парашютистов на 35-мм камеру. Поначалу Киселёв снимал спортсменов под раскрывшимися парашютами, а уже в 1961 году снимал парашютистов в свободном падении. Это были кадры для фильма “Нас небо зовёт”.Тогда Киселёв снимал на камеру с пружинным заводом. Эта камера позволяла снимать первые 15 секунд падения. Позже ,в середине 60-х ,кинокамеры стали более громоздкими, но по функционалу – более интереснее и с бОльшими возможностями, рассказывал Сергей Александрович. Например, камера с широкоэкранной приставкой весила восемь кило, и это при том, что под запаску размещались аккумуляторы весом около десяти килограммов. А вот для фильма “Туманность Андромеды” ,который снимали в 1966 году, Киселёв снимал в падении на широкоформатную камеру, которая весила аж 15 килограммов. Сергей Александрович Киселёв поистине удивительный человек. Лауреат Государственной премии СССР (1981),заслуженный тренер РСФСР (1965),мастер спорта СССР (1958),судья всесоюзной (1966) и международной категорий (1979),член Парашютной ассоциации США. Неоднократный чемпион и призёр чемпионатов СССР, РСФСР, ДОСААФ ,призер чемпионата мира, десятикратный рекордсмен мира.Подготовил более 20 мастеров спора СССР, заслуженный испытатель космической техники. В 1961-1965 гг. инструктор-парашютист Центрального аэроклуба СССР им. Чкалова. Выполнил 5785 прыжков, в том числе более 100 испытательных. Автор-оператор фильма «Люди над облаками» (1965). И это далеко не все достижения Сергея Саныча. Публикации не хватит, чтобы всё о нём рассказать. Хочется рассказать ещё об одном Советском воздушном кинооператоре – Александре Самсонове. Самсонов родился в 1949 году. Заслуженный мастер спорта СССР по парашютному спорту. Участвовал в съемках фильма “Небо – любовь моя” (рядом с парашютистами постоянно прыгал человек с кинокамерой. Это воздушный оператор фильма, мастер спорта Александр Самсонов, снявший многие поистине уникальные кадры в воздухе). После этих съемок Самсонов попробовал снять для “Мосфильма” ленту в горах Памира. Идея замечательная: на фоне величественных гор – головокружительные трюки парашютистов. Но во время съемок погибли сразу несколько человек, и фильм не вышел на экраны. Александр Самсонов поучаствовал также в съёмках знаменитого фильма “Парашютисты”. Этот фильм – реальные факты жизни именитой чемпионки по  классическому парашютизму. Постановщик картин: «Нелюдь», «Приказ: перейти границу», «Огонь в глубине дерева» режиссер Юрий Иванчук по сценарию Эдуарда Шима, сценариста «Приказа: перейти границу» и «Строговых», при поддержке оператора Николая Пучкова и художника Евгения Галея стал создателем спортивной мелодрамы «Парашютисты», премьера которой состоялась в мае 1985 года. Сюжет мелодрамы «Парашютисты» – это  стандартный для советского кино набор : тренировочное время и минуты соревнований, преданность советскому спорту и своей стране. Лента  в итоге сумела  увлечь даже далеких от спорта и не связанных с авиаспортклубом людей. Атмосфера аэродрома, линии стартового осмотра, аэроклубовских “штучек” , не говоря уже, о самих прыжках с парашютом или парении как птица в воздухе. Музыкальную часть ленты, а точнее вокальное исполнение запоминающе и проникновенно было исполнено Георгием Николаенко, который стал и автором песен. В каскадерскую команду вошли Александр Самсонов, Евгений Бакалов и Алексей Машир. А последний даже поработал еще и воздушным оператором. Стоит отметить и Силина Роберта Николаевича.  Силин советский спортсмен – парашютист, девятикратный рекордсмен мира, заслуженный тренер РСФСР, почётный мастер спорта, ветеран ВДВ. Совершил более 5287 прыжков. Воздушный оператор в  фильмах «В небе только девушки», «Старт в небе», «Там за облаками». Автор книг «Парашют в небе» (2008), «На парашюте из глубины веков» (2018). Надо упомянуть и нашего современника – Андрея Веселова. Воздушный фотограф, МСМК России, более 15500 прыжков с парашютом. Работал и прыгал в Национальной сборной команде России по групповой акробатике. Воздушной съемкой занимается более двадцати лет. С 1994 года член интернациональной Команды Мира , капитан группы видео-операторов. #прыжкиспарашютом #прыжки #прыги #парашютныйспорт #парашютизм #парашют #операторы #воздушныеоператоры #paraликбез #skydiving #skydive #skydiver #съёмка #ссср